Вторник,
2019 год
16 июль
В городе
105843

Бюджет катастрофа с точки зрения выполнения обещаний нового правительства


увидеть комментарии (0)


12.04.2019

Дана Рейзниеце-Озола: Мы работаем ответственно, предлагаем и свое видение источников финансирования

 

 

Янис Вилнитис

 

 

Фото: Jnis Deinats

 


Сейм в среду, 3 апреля, срочным образом принял в третьем чтении закон О государственном бюджете на 2019 год и 14 связанных с бюджетом законопроектов. 
Доходы консолидированного бюджета планируются в размере 9,2 млрд, расходы 9,4 млрд евро, и по сравнению с бюджетом прошлого года доходы в этом году на 416 млн, а расходы на 430 млн евро больше.
Помимо зарезервированных 1,5 млн евро, еще 5,5 млн евро распределят для осуществления реформы образования, в том числе на повышение зарплат педагогов. Финансирование будет изыскано из дивидендов государственного акционерного общества Latvijas Loto и платежей от прибыли Банка Латвии в госбюджет.

Прокомментировать новый бюджет мы попросили министра финансов предыдущего правительства Дану Рейзниеце-Озолу (СЗК).

 

 


- Ваша оценка этого бюджета в целом. Это все-таки технический бюджет, или нет?

- По сути, это никакой не технический бюджет, это и не может быть техническим бюджетом, потому что нет такого понятия, когда есть настоящее правительство, которому дан политический мандат. Технический бюджет это только тогда, когда действует временное правительство, как это было в начале года, пока три месяца не удавалось договориться о создании новой коалиции и нового правительства. Новое правительство оправдывается тем, что это технический бюджет, потому что в целом бюджет хорош, поскольку продолжает работы, начатые предыдущим правительством 2% на оборону, в здравоохранении на 87 млн больше для повышения зарплат. Но бюджет катастрофа с точки зрения выполнения обещаний нового правительства и новых политических сил. Там не видно ничего из того, что обещали на выборах и при формировании правительства. Оправдания: все сделают в будущем году. Но и в будущем году, впихнув все в один год, вряд ли получится осуществить эти идеи (смеется). 

 

 


- Один из политиков высказался, что премьер намеренно объявил части коалиции, что это технический бюджет, чтобы они, не дай бог, не внесли туда какие-нибудь дикие глупости.

- Я думаю, есть еще один фактор. Коалиция очень хрупкая, в том и парадокс, что стабильность правительства в этой хрупкости, ведь видно, что никто, прежде всего, никакие новые политические силы не пытаются надавить на министра финансов и премьера, заставить изыскивать финансы на выполнение своих обещаний, потому что боятся утратить это хрупкое равновесие. Думаю, ни один бюджет за последние годы не принимался так легко, как нынешний. Обычно труднее всего как раз со своими партнерами по коалиции даже в самый последний момент из министра финансов выжимают последнюю каплю и еще чуть-чуть. На сей раз с самого начала был поднят флаг технического бюджета, и это позволило премьеру и министру финансов говорить нет любой новой инициативе или предложению. В ситуации, когда ни у одной из политических сил нет возможностей выполнить свои предвыборные обещания, это способ сохранить мир в коалиции и удержаться. Это нечестно по отношению к избирателям, поскольку еще в конце прошлого года часть общества ожидала повышения пенсий, повышения необлагаемого минимума и прочих благ отмены OIK с 1 апреля. Но ничего из этого мы в нынешнем бюджете не видим. Даже то, что, по-моему, надо было сделать обязательно, например четкие гарантии педагогам в том, что у них с 1 сентября вырастет зарплата, так и не доделали. Это как в 12 стульев утром стулья, вечером деньги. Условие, внесенное в бюджет, предусматривает, что до конца весны, в мае, Министерство образования должно выступить с предложением по реформе, и тогда правительство и комиссия Сейма примут решение о распределении денег для педагогов. Мне кажется, министр образования должна больше бороться за эту отрасль, сделать так: когда деньги уже выделены, тогда и можно ставить условие о предложении по реформе. В этом году сеть школ приводят в порядок это видно, когда ездишь по регионам. В прошлом, позапрошлом году принимать решения было гораздо труднее были выборы в Сейм, в самоуправления, так что главы самоуправлений, разумеется, избегали принимать неполярные решения. 

 


- Об образовании. Насколько я знаю, у вас лично было предложение, как добыть эти 9,7 миллиона. Но на уровне правительства ответили: да, хорошие предложения, но мы их отклоним.

- Были предложения и по зарплатам педагогов, и для очень важной, по моему мнению, инициативы (она есть в плане действий нового правительства, но правительство и Сейм ее отклонили) о том, чтобы родителю, который находится в отпуске по уходу за ребенком и не работает, платить полные взносы обязательного государственного социального страхования и с детского пособия, и с общей суммы пособий родителей. То есть взносы платятся и за то время, когда мама или папа сидит с ребенком, и они не теряют пенсии сейчас получается несправедливо, ведь родитель, который сидит с ребенком, теряет пенсионные накопления. Это еще один пример нашего варианта как это сделать и реализовать идею фискально-нейтральным способом, предусмотрев, что взносы на пенсию платятся на первом уровне. У нас были и рекомендации, например, по поддержке программ фондов НГО регионального и местного значения, по финансированию здравоохранения, для снижения очередей и для всех предусмотренных нами предложений мы указывали, откуда изыскать финансирование. Но в кулуарах нам, не без некоторой иронии, сказали спасибо за прекрасные идеи идеи об источниках финансирования мы примем, а предложения по новым мерам в образовании, социальной сфере, в поддержке НГО или здравоохранении не примем. 

 


- Одна из идей получения финансирования касалась более строгого сбора дорожных пошлин...

- Если оснастить дороги новым оборудованием, которое может фиксировать куплена на автомобиль виньетка, или нет, годовой бюджет может получить до 28 млн евро. Ну, если учесть, что год остался неполный, меньше. Но это не единственный источник финансирования. Есть еще, например, снятие льгот по акцизам с табачных изделий, дипломатических представительств, усиление контроля за регистрацией НДС, чтобы избежать карусельных схем, мошеннических фирм, и многие другие предложенные нами меры. Все они, без дискуссий, были отклонены недрогнувшей рукой. Они, наверное, к такому не привыкли, обычно ведь оппозиция дает предложения о тратах, а источник чаще всего указывает из средств на непредвиденные расходы или поручает министру финансов изыскивать ресурсы. Если учесть, что в нашей фракции есть несколько бывших министров, у нас есть опыт, мы пытаемся работать ответственно, предлагать свое видение источников финансирования. 

 


- Вас не удивило перераспределение бюджетных средств на спортивную инфраструктуру от одного самоуправления другому?

- В прежние годы, когда были приняты решения о финансировании спортивной инфраструктуры, это бралось не с потолка был совет по спорту, он и решал, сколько инвестиций понадобится на какой из спортивных центров государственного значения. До сих пор финансирование делили по справедливости, с учетом нужд, с учетом важности спортивной базы, и решение об этом с большим единодушием принимали партнеры по коалиции и представители спортивной отрасли. К тому же еще в этом году, при новом правительстве Кариньша, были изъяты юридические обязательства с Вентспилсом, и в такой ситуации просто принять политическое решение отнять у одного деньги на бетон, чтобы вложить в бетон другого, это, на мой взгляд, неприемлемо. Это показывает, что новая политика, с ее громкими заявлениями (бескомпромиссная правомерность и т.д. прим.ред.), во много раз хуже старой, потому что сейчас получается так, что сам слово дал сам обратно взял. Никаких пределов вообще, не говоря уже о принципе доверия. Я думаю, если уж взяты юридические обязательства, если так много говорят, что не надо вкладывать в строительство, надо вкладывать в людей, то вот яркий пример того, что слова это одно, а дела другое: забирают у одного строения и вкладывают в другое, которое на тот момент кажется политически более симпатичным. 

 

Полный текст можете прочитать в Jrmalas Vrds №14 (11.04.19.-17.04.19.). Электронную версию газеты можете приобрести здесь.    


Посоветуй друзьям:

Выскажи свое мнение
      назад

atstj tuku: atstj tuku:
имя:




введите предохранительный код:

Visual CAPTCHA



    

  

ЗДЕСЬ МОЖНО КУПИТЬ

ГАЗЕТУ В ФОРМАТЕ  pdf:



JAUNKAIS LAIKRAKSTS

Архив газет

Как подписаться

Где купить