Вторник,
2018 год
23 октябрь
В городе
67604

Кому в Латвии жить хорошо


увидеть комментарии (0)


15.07.2016

Фото: stockvault.net

 

Международное исследование гласит: слишком высокие налоги на рабочую силу, слишком большая бюрократия и неравенство доходов, слишком низкие социальные расходы

 

Гуна Вилните

 

В последнее время в связи с новым госбюджетом много высказываются о латвийской экономике как таковой – о темпах роста, о налогах. Политикам у власти всегда по душе было совершенно бессмысленное выражение «в Латвии низкое налоговое бремя», которое создает превратное представление о Латвии – будто это какой-то налоговый рай. Может быть, для части населения так оно и есть, но… Попробуем повнимательнее присмотреться к этому «раю».В этом году Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) провела большое исследование в Латвии, в том числе в публичном секторе, оценивая его в сравнении с экономически развитыми странами, а также разработала предложения по усовершенствованию социальной и налоговой системы, осуществление которых могло бы помочь снизить нецелесообразные траты и содействовать благосостоянию населения. Исследование это объемное, состоит из нескольких частей. Рассмотрим одну из них.

 

Название исследования – «Улучшить эффективность публичного сектора для интегрированного роста в Латвии» (Caroline Klein, Robert W. Price. «Improving public sector efficiency for more inclusive growth in Latvia»). Попытаемся коротко и как можно проще описать включенные в это исследование самые важные, на наш взгляд, моменты. Авторы исследования превозносят Латвию за бюджетную дисциплину, отмечая, что дефицит бюджета у нас меньше, чем в большинстве стран OECD. Однако более интересной показалась нам часть о социально-налоговой политике Латвии, а также об эффективности управления и прозрачности принятия правовых актов, как в контексте с продвигаемыми Минфином (и уже почти принятыми) изменениями в Законе о налоге с микропредприятия и запланированными на будущий год социальными взносами за работников МП и работников на неполной ставке, так и в смысле госбюджета как такового.

 

И тут оказывается, что, по оценкам OECD, расходы на социальную помощь у нас неприемлемо низкие. Социальная помощь проявляется, главным образом, в виде пособий, они не целенаправленные, не обоснованы необходимостью, это, по большей части, универсальные семейные и детские пособия. Целевая программа по уменьшению бедности составляет всего 10% от общих расходов на социальную помощь, и это сравнительно низкий показатель. Даже после недавнего повышения минимальной заработной платы (которое, похоже, в будущем году не найдет продолжения – прим.ред.), – а это главная целевая программа по борьбе с бедностью в стране, удельный вес социальных выплат по-прежнему остается очень умеренным по сравнению с другими странами ЕС (0,16% от ВВП в 2011 году).

 

Авторы исследования подчеркивают, что неравенство бывает выше в странах с отсталой экономикой, где возможности получить высокие доходы – главный стимул для инвесторов и предпринимателей, чтобы добиться необходимой модернизации в экономике, а в Латвии уровень неравенства доходов высок, даже по сравнению с другими странами в том же секторе экономического развития, поэтому следовало бы направить больше ресурсов на процесс выравнивания доходов.Авторы подчеркивают также, что налоги на рабочую силу в Латвии – самые высокие в Евросоюзе (см. график), и рекомендуют их снизить – как одно из возможных решений снижения бремени на маленькие зарплаты. 

 

 График: "Jūrmalas Vārds", источник данных - OECD и VID.gov.lv

Очень наивными сейчас выглядят включенные в исследование обещания правительства снизить бремя налогов на рабочую силу уже в 2016 году, – как известно, ничего подобного, скорее всего, не будет. В исследовании особо рекомендовано снизить социальные взносы с маленьких зарплат (в правительстве планируют их существенно поднять в ближайшие два года, что почти наверняка приведет к росту безработицы и закрытию малых предприятий – прим.ред.), причем сказано, что это не должно повлиять на размеры социальных выплат, которые и сейчас невелики по сравнению с другими странами.

 

А вот налог на собственность и подоходный налог с предприятия, наоборот, рекомендовано повысить. По мнению авторов исследования, необходимо упростить налоговую систему, потому что сейчас эта система слишком сложная, что создает благоприятную почву для коррупции и отнимает несоразмерно много времени на оформление бухгалтерии, снижая у инвесторов желание приходить в Латвию.При высоком удельном весе занятых в публичном секторе (в Латвии – 31,2%, в странах OECD в среднем – 21,28%) отмечается низкая компетентность публичного сектора и политиков (Латвия находится на 87-м месте среди 151 страны, а по рейтингу доверия политикам – на 99-м), что вкупе с очень низкой целесообразностью правительственных расходов (97-е место) создает особенно неблагоприятное впечатление.

 

Определенный порядок принятия правовых актов оценивается положительно. Но на практике все происходит не так успешно. Нет углубленного анализа влияния законодательных и политических предложений, которые могут существенно повлиять на экономику, социальные вопросы и вопросы экологии. Анализ дал бы возможность успешнее распределять ресурсы между приоритетными отраслями, чтобы вложения приносили наибольшую пользу. Кроме того, авторы исследования констатировали, что формально заявленное привлечение экспертов и социальных партнеров на практике легко обходится – стоит только объявить принятие решения срочным. В 2011 и 2012 годах в срочном порядке принималась треть правовых актов – это чрезмерно много.

 

    Отмечена в исследовании несоразмерная 
    бюрократия и административная неэффективность,
    которую назвали даже фатальным недугом 
    латвийской экономики. 

 

Административное бремя для новосоздаваемых предприятий, индивидуальных коммерсантов и корпораций – выше среднего показателя по OECD.

 

Что тут можно добавить? Остается только удивляться тому, с каким пылом «Единство» в последние недели снова и снова высказывает желание присоединиться к OECD, ничем не подтверждая его на деле. Совсем наоборот – в проекте бюджета на будущий год не осталось почти ничего, что можно хотя бы отдаленно принять за оглядку на рекомендации OECD. Очевидно, по инерции повторяются лозунги славных для партии времен, но глашатаи призабыли, что лучшие их силы сейчас работают в Брюсселе, а оставшиеся то ли не хотят, то ли не умеют содействовать расцвету экономики Латвии и эффективности работы публичного сектора.

 

Аббревиатура OECD – от английского названия организации. OECD это международная организация, созданная с целью содействовать решимости соблюдать принципы демократии и рыночной экономики, способствовать глобальной торговле и устойчивому экономическому развитию. Организация основана в 1961 году, она объединяет 34 страны мира, штаб-квартира организации находится в Париже. Организация проводит исследования экономики, объединяет, систематизирует и анализирует статистические данные и экономические показатели. Главная цель – обмен опытом и поиски совместных решений для повышения экономического и социального благосостояния и т.д. Бюджет организации составляет 363 млн евро, в секретариате работают 2500 человек.


Посоветуй друзьям:

Выскажи свое мнение
      назад

atstāj tukšu: atstāj tukšu:
имя:




введите предохранительный код:

Visual CAPTCHA



    

  

ЗДЕСЬ МОЖНО КУПИТЬ

ГАЗЕТУ В ФОРМАТЕ  pdf:



JAUNĀKAIS LAIKRAKSTS

Архив газет

Как подписаться

Где купить