Воскресенье,
2018 год
23 сентябрь
В городе
83859

Сложный компромисс между пассажиром и государством


увидеть комментарии (0)


01.02.2018

Наша дискуссия - о транспортном сообщении с Ригой


 

Гуна Вилните

 

 

СКРИНШОТ ИЗ ВИДЕОЗАПИСИ. С правой стороны стола — гости: председатель правления Латвийской автотранспортной дирекции Кристианс Годиньш, плнировщик ОТ Рудите Лукумите, эксперт ОТ Талис Линкайтс, парламентский секретарь Министерства сообщений Эдгарс Таварс, председатель Совета общественного транспорта Динс Мерирандс. С левой стороны стола — юрмальчане: издатель Jūrmalas Vārds Гуна Вилните, депутат Юрмальской думы Янис Лединьш и специалист по планированию ОТ в Юрмале Лелде Стамере. 

 


Во второй половине дня в пятницу, 26 января, состоялась организованная газетой Jūrmalas vārds совместно с Думой дискуссия за круглым столом об общественном транспорте в Юрмале. На дискуссию были приглашены (и прибыли) люди, которые на государственном уровне принимают решения о маршрутах, графиках движения общественного транспорта (далее в тексте – ОТ), таким образом непосредственно оказывают влияние на повседневную жизнь пассажиров ОТ. В этот раз меньше говорилось о муниципальном ОТ или городских автобусах.

 

 

Поскольку инициаторами дискуссии были работники редакции газеты, то прежде всего участникам дискуссии во время презентации рассказали о своем взгляде на сообщение по маршруту Юрмала-Рига-Юрмала.

 


Прежде всего – доступность

 

 

Начали со 2-й статьи Закона об услугах общественного транспорта, в которой сказано: «Целью закона является обеспечение для жителей доступных услуг общественного транспорта». 

 

 

Вскоре после Нового года некий водитель Лиепайского автопарка на конечной остановке микроавтобуса Рига-Яункемери пояснял пассажиру в инвалидной коляске, что не может его взять, поскольку больше не курсируют ранее отмеченные в списке, специально для этого приспособленные микроавтобусы. Председатель правления KRC Jaunķemeri Элина Малкиель сказала газете, что фактически люди с нарушениями движения, к сожалению, больше не могут добраться в Юрмалу общественным транспортом. Следует добавить, что на маршруте находятся и Государственное агентство социальной интеграции, и реабилитационный центр Vaivari, и KRC Jaunķemeri, куда хотят попасть люди со всей страны, не только юрмальчане. 

 

 

О доступности железнодорожного транспорта говорили и писали годами, но нас до сих пор не услышали: перроны как в Риге, так и в Юрмале не доступны ни для людей в инвалидных колясках, ни для мам с детскими колясками. Трудно представить, как мама с двумя маленькими детьми могла бы попасть в вагон. Высокие, крутые ступени поезда также являются трудно преодолимым препятствием для пожилых людей. На Рижском центральном вокзале ступени даже экстремально крутые.



Информация – только для местных постоянных пассажиров

 

 

Второй пункт: система информации для пассажиров. Это в первый момент кажущееся сложным название означает только визуальную (а значит, видимую) и аудио (слышимую) информацию о времени отправления транспорта, остановках, маршрутах и т.д. Эта область хромает на обе ноги.

 

 

В пункте 306 «Правил технической эксплуатации железной дороги» (Правила КМ №724 (03.08.10)) сказано: «Пассажирскую станцию оборудуют необходимыми устройствами для резервирования мест и продажи билетов, хранилищами для багажа, санитарными узлами и четко понятной информацией для пассажиров, а пассажирские здания (навесы, павильоны) и платформы оснащают вывесками с названием станции или места остановки, которые можно легко увидеть из поезда».

 

 

О системе информирования пассажиров в электропоездах мы также писали, однако ничего кроме ответов, что все ведь в порядке, не получали. Так же можно было бы хотеть большего и от информационных стендов на конечной остановке микроавтобусов в Риге: нет указаний на то, что здесь отправляются автобусы в Юрмалу, нет списка остановок, которые можно найти на автобусных остановках в городе Юрмала. 

 

 

Конечно, для самих юрмальчан не проблема сойти на нужной остановке. Но для гостей курортного города информации слишком мало.



Изменения в расписании движения с 1 января

 

 

Затем разговор зашел об актуальных событиях: изменениях в расписании микроавтобусов. Напоминаем, что с 1 января этого года отменены многие рейсы микроавтобусов, а маршрут Рига-Дубулты вообще ликвидирован. 

 

 

При чтении разосланного Автотранспортной дирекцией релиза, невольно возникает вопрос, является ли это только неточностью, или же это умышленное введение в заблуждение: некоторые слегка двусмысленные высказывания (читайте комментарий в JV №2); говорится также, что маршруты поездов и микроавтобусов «совпадают».

 

 

Каждый, кто ездит в Ригу на микроавтобусе, знает, что маршруты не совпадают, к тому же остановки микравтобусов расположены в 4-5 раз чаще, чем поездов. Есть районы, как в Юрмале, так и в Риге, откуда/куда добираться на микроавтобусе и удобнее, и дешевле:

 


  • Яункемери
  • Каугури, Каугурциемс 
  • Валтери 
  • Бульлюциемс
  • Район Булдурской садоводческой школы
  • Юрмальское шоссе – Пиньки, Спуньциемс, крупные ТЦ
  • Задвинье (Spice, музыкальная школа Дарзиньша, другие особые школы, государственные учреждения, например, VDEAK) 
  • Аэропорт Rīga

 

 

В этой части разговора мы упомянули о наблюдениях и возражениях, высказанных нашими читателями. 



Что ожидается в будущем

 

 

В завершение презентации напомнили о неоднократно обещанных новых вагонах электропоездов, в том числе, именно представителям нынешней редакции Jūrmalas Vārds – на  2012 год. Сейчас упоминается последний срок 2023 год (интервью Neatkarīgās Rīta Avīze с председателем правления VAS Pasažieru vilciens Андрисом Лубансом).

 

 

Рижская Центральная железнодорожная станция ожидает реконструкции в ходе проекта Rail Baltica. Эту железнодорожную линию предполагается построить («надеются завершить», как сообщают латвийские общественные СМИ) до 2026 года. Что делать тем юрмальчанам, которым каждый день приходится ездить на работу или учебу?

 

 

Возвращаясь к уже цитировавшимся правилам КМ №724 – в них упоминаются и санитарные узлы. О (якобы) реконструированных санитарных узлах реконструированных юрмальских железнодорожных станций мы писали в газете, социальных сетях, отправляли публикации и министру сообщения, и парламентскому секретарю – все напрасно. Туалеты на станциях годами оставались закрытыми. 

 

 

За день до собрания за круглым столом газета JV решила получить новые фотографии из станционных туалетов. Сколь велико было наше удивление, когда новый туалет на станции Дзинтари оказался открыт! Об этом с искренней радостью мы поведали и участникам дискуссии, добавив, правда, что очень надеемся на то, что открыты туалеты и на других юрмальских станциях, и выразили надежду, что они останутся открытыми и впредь.

 

 

В завершении презентации высказали свои предложения создателям ОТ.

 


Предлагаем: 

 

 

  • Не делать пассажиров заложниками неупорядоченной системы, пытаясь вынудить их силой выбирать конкретный общественный транспорт
  • Срочно создать современную систему информации для пассажиров! Она будет являться непреходящей ценностью, независимо от вагонов, количества и состава пассажиров
  • Заказать профессионалам отрасли детальное исследование пассажирских потоков, использовать эти данные для планирования транспортных маршрутов и частоты рейсов
  • В регионе Пиерига продавать перевозчикам лицензии, как для такси: открыть рынок



Резюме эксперта: лобби не позволяет изменить систему

 


В качестве знатока сферы общественного транспорта или эксперта газета JV пригласила на дискуссию Талиса Линкайтиса. Вот его комментарий по поводу системы ОТ в Латвии в целом.

 

 

«У нас имеются все документы стратегического планирования, которые говорят, какой должна быть система общественного транспорта, каким целям должна служить. Государственная поддержка системы общественного транспорта должна быть на таком уровне, чтобы обеспечивать требования мобильности (..). Проблема в том, что у нас эта транспортная система, к сожалению, осталась еще с советских времен, только немного приспособлена к новым условиям эпохи капитализма во времена Шлесерса, когда была организована закупка перевозчиков. Действия, происходящие в настоящее время, являются своего рода минимальными косметическими попытками каким-то образом приспособить эту советскую систему, если мы где-то видим, что это совершенно не работает. Но такой попытки профессионального подхода ко всей системе в целом, попытки полностью ее перестроить за эти годы не было. Риторика, начиная с того времени, когда господин Годиньш появился в Автотранспортной дирекции, изменилась в пользу более современных взглядов, но система и лобби, действующее в системе, не позволяет – или недостаточно позволяет – менять систему.

 

 

Если говорить в целом, то наша система намного дороже, чем в соседних странах, оплаченные нашей страной автобусы проезжают намного больший километраж, но пассажиры не удовлетворены, качество перевозок такое, какое все мы видим. Если сравнивать с Эстонией и Литвой, то та система, которая была создана во времена Шлесерса, когда мы готовы оплачивать совершенно все перевозки общественным транспортом совершенно из всех пунктов во все пункты в Латвии, – такого в соседних странах нет. И там все же в тех местах, где имеется достаточный поток пассажиров, эти места отданы частному сектору. И, если бы мы взглянули объективно, и при условии, если бы у Pasažieru vilciens были бы новые поезда, то самым оптимальным решением было бы, чтобы в Рижской агломерации или там, где автобусные маршруты проходят параллельно маршрутам поездов, государство сохранило бы оплаченные перевозки только для поездов. И тогда такой дискуссии, которая у нас здесь сегодня могла бы сложиться по поводу микроавтобусов, – не должно было бы быть. Если есть рынок, если люди хотят попасть из Юрмалы в Ригу, то перевозчик просто подает заявку, заявляет этот рейс и выполняет (..). Дотируются городские перевозки, чтобы люди могли добраться до поезда – как в Юрмале, так и в Риге.

 

 

Другое дело, важное в связи с реформой образования – по-моему, пришло время значительно сократить плату за билеты для школьников. Если мы считаем, что эти перевозки должны поддерживать реформу образования, то в таком случае цены, которые приходится платить за билеты человеку, который ежедневно ездит туда – обратно, все равно, покупает он месячный проездной билет или разовые билеты, является неподъемной». 



Автотранспортная дирекция: «Кошелек у государства не безразмерный»

 


Латвийскую Автотранспортную дирекцию, устанавливающую все субсидируемые государством автобусные рейсы и маршруты в Латвии, на дискуссии представлял ее председатель правления Кристианс Годиньш. Прежде чем анализировать представленные газетой факты и мнения, господин Годиньш ответил на комментарий эксперта.

 

 

«Совсем кратко по поводу сказанного господином Линкайтисом. Жестко, но точно сказано о многих вещах. Если сейчас в одном направлении имеется 132 соединения, которых, по мнению Юрмалы, слишком мало, имеются большие протесты, имеется недовольство, - то здесь дается разъяснение, каким образом происходит пересмотр всей сети маршрутов. Очень многие не хотят задумываться, что кошелек у государства не безразмерный, и его финансовые возможности для поддержания сети маршрутов ограничены. Количество пассажиров сокращается, и объективно статистика весьма болезненная. Если сравнивать 2015 и 2017 год, то произошло весьма значительное сокращение количества пассажиров. Расходы, напротив, увеличиваются. Если государственное финансирование не увеличится, то сохранение сети маршрутов при подобном сценарии невозможно. 

 

 

Для кардинального пересмотра и изменения системы ОТ, следует создать такую систему, чтобы поезд являлся основой там, где наибольший объем людей. Юрмала, прошу прощения, является одним из таких мест. Городское сообщение должно быть таким, чтобы оно могло обеспечить людям возможность попасть на поезд; железнодорожная инфраструктура должна быть такой, чтобы люди с нарушениями движения могли попасть в этот поезд. Городская дума должна работать, чтобы безопасность в Каугури и других местах была такой, чтобы людям не надо было бояться по дороге на поезд. Если людям надо попасть в окрестности Spice, то [решение могло бы быть таким] сейчас у нас примерно половина маршрутов проходит по Вантовому мосту, половина по Островному мосту. Это вариант без драматического рисунка: насколько следует увеличить количество рейсов, которые мы пускаем по Вантовому мосту, против того, которое до сих пор идет по Островному мосту».

 


Продолжение следует

 


Редакция благодарит всех читателей, которые поделились своими размышлениями и опытом по поводу сообщения с Ригой, а также всех участников дискуссии за время, которое они уделили, и за отзывчивость!


Полная видеозапись дискуссии доступна в интернете, на канале YouTube газеты Jūrmalas Vārds.



Посоветуй друзьям:

Выскажи свое мнение
      назад

atstāj tukšu: atstāj tukšu:
имя:




введите предохранительный код:

Visual CAPTCHA



    

  

ЗДЕСЬ МОЖНО КУПИТЬ

ГАЗЕТУ В ФОРМАТЕ  pdf:



JAUNĀKAIS LAIKRAKSTS

Архив газет

Как подписаться

Где купить