Среда,
2018 год
19 декабрь
Юрмальчане
81833

Ингуна Радзиня: Премьера важнее, чем день рождения


увидеть комментарии (0)


23.10.2017

3 ноября у кукольной студии Юрмальского театра уже десятилетний юбилей

 


Гуна Вилните

 

 

Фото автора 

 


В самое мрачное и темное время года, в ноябре, отмечает юбилей самая молодая часть Юрмальского театра кукольный театр-студия. Этой осенью исполняется уже десять лет с тех пор, как дети могут смотреть кукольные спектакли прямо здесь, не отправляясь в Ригу, и родители могут с ранних лет приучать своих детей к посещению театра.

 

 

Душа кукольного театра, мама всех кукол и режиссер всех спектаклей Ингуна Радзиня.

 

 

Газета Jrmalas Vrds встретилась с Ингуной на ее основном месте работы в Дубултской детской библиотеке. И вот что она нам рассказала:

 


- Нам исполняется десять лет, и за эти годы было создано десять спектаклей. 3 ноября в 18.00 покажем спектакль Tuntuu Jurtis, премьера которого прошла 15 октября. Этот спектакль поставлен специально к юбилею Алберта Кроненберга, которому в этом году исполняется 130 лет. Главный герой спектакля Тунтулю Юритис мальчик, которому уже шесть лет, но он ни весом, ни ростом не вышел, так что время от времени приходится его спасать, ведь он очень хорошо умеет попадать в разные неприятности, но разве из-за этого он менее милый? Спектакль уводит зрителя в прошлое на сто лет назад.

 


- Для кого задуман  этот спектакль? 

 


- Мы думаем, что для детей, но мамы и бабушки, папы и дедушки также смогут оценить остроумный язык Кроненберга. Каждый сможет найти что-то свое. Малыши будут смотреть на кукол и их приключения как это там коза по воздуху летит, да еще и вместе с портным. Взрослые будут прислушиваться к ритму стихов, характерному именно для Кроненберга.

 

 

Актрисы вложили очень много труда и свое сердце, ведь работа была сложной, но интересной. Вместе с моими замечательными артистами мы поставили уже 10 спектаклей.


- Каждый год по одному новому?

 


- Так получается. Со всеми куклами, режиссурой Фактически дело обстоит так сама я, одна, особо много сделать не могу. С музыкой мне очень помогает Гиртс [Алстерс]. С ним так легко сотрудничать, ведь мне достаточно только рассказать, какую музыку я хочу, что хотела бы видеть на сцене, и Гиртс схватывает все с полуслова. 

 

 

Микс Тиллерс написал музыку к предыдущим спектаклям, она тоже была очень хорошей и интересной. Музыку к двум последним спектаклям писали Айнис и Давис, в сотрудничестве с Гиртом. Сотрудничество с молодыми композиторами это и для них возможность показать себя, а нам в свою очередь очень интересно услышать что-нибудь совершенно новое и свежее. Для оформления спектакля использованы предметы начала 20-го века. Это моя швейная машинка старая, ножная, это стол, шерстяная накидка, платок тоже очень старые, они побывали и в других спектаклях. Полотенца с вышивкой еще от моей бабушки, со связанной крючком каймой. Разные мелочи ножницы, шкатулка, которых из зала, возможно, и не видать. 

 

 

Спектаклей в таком стиле у нас еще не было. Задействованы четыре актрисы, которые предстают в образе дочерей крестьянина: Даце Умбрашко, Равита Розите, Линда Розите и Сандия Дидрихсоне. Все они когда-то участвовали в моих спектаклях. Между прочим, Равита единственная, кто играл абсолютно во всех моих  постановках: все десять лет во всех десяти спектаклях. 

 

 

Я даже не могу представить, как мне удалось бы поставить спектакль, если бы девочки мне не помогали. Это действительно совместная работа. Мы придумываем что-нибудь новое, и я спрашиваю: как вам? Можем мы так сделать или нет, как это будет смотреться? Равита особенно помогает понять, как это воспримут дети, ведь она дошкольный педагог. Я бы одна не могла ничего сделать.

 

 

Перед премьерой я всегда показываю спектакль Гунте [Миленберге] (директору театра прим.ред.). На премьеру я фактически иду уже без волнения, иду как на праздник. Волнуюсь я тогда, когда показываю спектакль Гунте. Она смотрит, советует, чем дополнить, поправляет, но когда Гунта говорит, что все ОК, тогда и я понимаю, что больше нет причин для беспокойства.

 

 

Также и с декорациями. Я ведь никакой не декоратор не профессионал же. Вот мы складываем все вместе, смотрим, как все это будет лучше смотреться. Гиртс [Алстерс], Гунта приходит на подмогу, раньше Айгар [Балулис] приходил помочь. Мне на помощь действительно приходят совершенно все из театра, кто только может. Перед каждой премьерой я думаю: ну все, это последний спектакль! Никогда больше! Но когда ощущаю вкус премьеры, все трудности забываются. В конце я и вовсе забываю, что это мой спектакль, ведь он уже пошел и начал жить своей жизнью. Иногда мне самой нравится посмотреть и порадоваться за то, что там получилось. И самая большая радость, конечно, когда можно вывесить надпись Билеты проданы. Ты видишь это, и на сердце становится тепло.

 


- И чувствуешь себя слегка примадонной?...

 


- Нет. Я чувствую себя нужной. Я чувствую, что сделала что-то хорошее, что это нужно.

 


- Ты за десять лет научилась уже заранее предвидеть реакции зрителей?

 


- Не всегда. Есть спектакли, на которых в каком-то месте все оживляются и радуются, смеются, а иногда на этом же спектакле в этом же месте в зрительном зале тишина. И ты не можешь понять, от чего на самом деле это зависит.

 

 

Когда дети приходят с классом, конечно, публика совершенно другая, чем тогда, когда они приходят с родителями. Когда дети приходят с классом, они более свободные. А когда с родителями иногда бывают очень тихими и чинными.

 


- Есть ли среди твоих спектаклей один, который тебе особенно мил или лучше удался, или же для тебя эти дети все одинаковы?

 


- В каждом спектакле есть что-то особое, что мне очень нравится. В каждом спектакле есть то, чему я радуюсь. В спектакле Гномы и яйцо дракона я глажу себя по голове за костюмы. В этот раз я не из кукол сделала актеров, а актеров превратила в кукол. Мне самой это очень понравилось.

 

 

Есть спектакль Свяжем вместе хвосты по стихам Ояра Вациетиса там мне очень нравится окончание. Там есть такая песенка про волка. Сколько раз я уже ее слышала как бы со стороны, и всегда слезы наворачиваются на глаза, хочется заплакать такая трогательная история. 

 

 

В Окошке с цветами мне очень нравятся тени, которые мы сделали, там Марис  [Забаровский] и Линда [Розите] молодцы, они нам сделали прямо мультипликационные тени. Марис тоже занят во многих спектаклях Гномы и яйцо дракона, Приключения гномов. И еще Диегабиксис он сам у меня Диегабиксис. Я уж и не знаю, как всех благодарить, действительно супер, супер актеры.

 


- Как это все вообще начиналось десять лет назад?

 


- Десять лет назад Гунта положила передо мной пьесу Огненная душа и сказала: вот пьеса, действуй. Так я сделала первый спектакль.

 


- Какой у тебя до этого был багаж, что она могла вот так положить перед тобой пьесу, и ты смогла создать постановку? 

 


- Потому, что мне уже сначала в театре очень нравились бутафорские работы. Я много чего делала для театра, когда нужны были всякие колбасы, мясные котлеты, все, что требовалось. Камни делала из туалетной бумаги. Очень много разных вещиц, чему я и сама была очень рада. Это большой вызов, когда надо сделать пирожок, который действительно выглядит как пирожок когда его бросают на землю, он не отскакивает от земли. Делали место для костра, вокруг которого раскладывали большие камни я эти камни делала из папье-маше. Потом коллега протягивал через эти камни проволоку, чтобы собрать их в круг. Рядом стоял кто-то, кто не знал всего этого, и сказал: кошмар, что за ненормальный смог протянуть через камни проволоку!? Я восприняла это как комплимент. Значит, если даже вблизи ему показалось, что за сумасшедший смог это сделать, то эти камни даже на ближнем плане похожи на камни.

 

 

Все началось с кукол, которых я делала для детской библиотеки. Гунта [Миленберга] увидела их, и у нее появилась идея почему бы нет? Пусть у самых маленьких будет кукольный театр.

 


- Как ты научилась делать кукол? Ведь это надо уметь. 

 


- Первые марионетки, которых мы делали, были еще для спектакля Айгара [Балулиса], для пьесы Херманиса Паукшса Внучка Солнца. Марионеток делали по журналу Театр и сцена, был такой журнал. Смотрела на рисунки, читала комментарии, как делать марионеток. На русском языке очень много хороших материалов, которые касаются самых разных сценических вещей бутафории, кукол. 

 


- Настоящие марионетки те, которых подвешивают на ниточки?

 


- Да, на ниточки. Когда делала остальных кукол что-то смотрела, иногда на YouTube, но все довольно сложно. У нас такой стиль фактически все спектакли у нас как игра, ведь мне нравится, если актер соприкасается с залом. Если актер будет стоять за ширмой, он не почувствует и не увидит, есть ли вообще кто-то в зале. Поэтому нам хочется, чтобы был полный зал, ведь, поворачиваясь к зрителям, видишь эти детские глаза, которые сияют в зале это так мило. 

 

 

Фактически все мои друзья из театра. Ведь тех друзей, которые были вне театра, ты как-то постепенно втягиваешь в этот круг.

 


- Или теряешь.

 


- Да, или теряешь. Это очень сильное испытание и для дружбы, когда тебе один раз звонят: мы пойдем туда и туда, иди с нами! нет, я не могу, у меня репетиция. Ну ладно, семь раз так позвонят, а на восьмой раз какой смысл звонить, чтобы ты сказала, что тебя не будет? А лучшие выдерживают. Самые лучшие даже понимают то, что надо приходить на премьеру. Для Радзини это значит больше чем день рождения на день рождения ты можешь прийти, а можешь и не приходить, но на премьере тебе надо быть! Такая вот ситуация премьера как день рождения.

 

 

День рождения это обыкновенный день. Приходят, поздравляют, о нем можно даже забыть. А премьеру ты никогда не сможешь забыть, особенно если есть это предчувствие пусть хоть потоп, хоть землетрясение! И когда слышишь аплодисменты и видишь, что все вокруг улыбаются и радуются. И актеры кланяются. А что за сцена была после спектакля Приключения гномов: поклонился Волк, к нему подошла девочка и вручила цветы не актеру, а в лапы Волку кукле! Это такие душевные моменты, когда возникает разговор с залом. 

 


- Бывают такие мгновения, когда трудно не засмеяться?

 


- Не часто. Все же и адреналин, и стресс, и ты очень концентрируешься. В большом театре, когда на сцене только актеры, мне фактически легче тогда ты работаешь только с собой. Здесь ты должен помнить о реакциях куклы, ты настолько сконцентрирован, что забываешь о себе. Надо слиться с куклой, и сделать это достаточно трудно: надо и играть роль как актер, и иногда сливаться с куклой, все это вместе для девочек большая проверка, но они с ней хорошо справляются. 

 

 

Бывает так, что я сделаю куклу, а она большая и тяжелая, и я думаю вот те на!... Вот тот же Волк. Равита [которая играет Волка], почти самая маленькая из всех актеров. Я принесла ей Волка, который больше нее. Равита берет эту куклу, поднимает, а я вижу у нее этот Волк движется и дышит! Бывали и такие шутки: я наметила распределение ролей, сделала кукол, раздала, они начинают работать, и я вынуждена поменять роли. Потому что я вдруг вижу: тот, для кого я наметила эту куклу, она у него не двигается. Он берет рядом другую куклу, и та вдруг оживает. От чего это зависит трудно сказать.

 


- Может быть, у тебя есть любимый автор, работы которого ты ставишь с особым удовольствием? 

 


- Мне нравятся многие авторы. Марис Путниньш фантастический. У него очень остроумный язык, два спектакля сделали в большом театре. 

 

 

Для многих работ я создаю драматургию. Неподалеку, в Лапмежциемсе мы нашли Даце Ласенбергу. У нее вышло несколько книжек, она автор пьесы Гномы и яйцо дракона. Она рассказала мне свой сюжет, и я как бы в шутку сказала: слушай, то можешь подготовить мне драматургию? Можно было бы вывести этих гномов на сцену. Она ответила почему бы и нет? И написала пьесу. Фактически это первая пьесы Даце, ведь до этого она писала только рассказы. А пьеса получилась такая, словно она изучала драматургию по всем правилам. Следующую работу я ей дала - Диегабиксис. Так нашелся еще один человек, у которого открылась сейчас одна из граней таланта.


Посоветуй друзьям:

Выскажи свое мнение
      назад

atstj tuku: atstj tuku:
имя:




введите предохранительный код:

Visual CAPTCHA



    

  

ЗДЕСЬ МОЖНО КУПИТЬ

ГАЗЕТУ В ФОРМАТЕ  pdf:



JAUNKAIS LAIKRAKSTS

Архив газет

Как подписаться

Где купить